Правши и левши – теория вопроса




Несколько 10-тилетий назад считалось, что 2 полушария мозга – такие же парные органы, как например почки, легкие, уши и в своей работе они просто дублируют друг друга.
Исследования последних лет показывают, что это не совсем так. Во-первых, левое полушарие отвечает за движение правых конечностей, чувствительность правой половины тела, за речь: а правое – за движение и чувствительность левой половины тела, ориентацию в пространстве, образное восприятие. Эта особенность была открыта Р. Сперри (ныне нобелевским лауреатом) и названа межполушарной ассиметрией.

«Правополушарное» мышление постоянно готово к целостному, одномоментному восприятию многих предметов и явлений мира, отвечает за активное творческое воображение.

С «левополушарным» мышлением связывается способность к последовательному, ступенчатому познанию (от частного к общему), анализу явлений, с активным использованием речи.
В большинстве случаев (но не всегда) у людей одно из полушарий является ведущим. В зависимости от этого выделяют 3 группы людей:
• Левополушарные (по-другому правши).
• Правополушарные (по-другому левши).
• Равнополушарные (или амбидекстры - это «страшное» слово означает равные возможности использования потенциала обоих полушарий головного мозга).

При выраженном «правшестве» или «левшестве» выражены окажутся и следующие особенности восприятия человеком мира. Они зависят от перечисленных выше особенностей работы полушарий мозга:

 Левополушарные отличаются способностями и интересом к чтению (зрительному восприятию информации), анализу рассказов, разбору слов, поиску ошибок, самостоятельным вычислениям и доказательствам теорем, проведению экспериментов.

 Правополушарные (левши) проявляют интерес и способности к восприятию информации на слух, написанию сочинений, словотворчеству, к самостоятельному формулированию теорем, выделению в информации главного, к представлению результатов работы.

Среди праворуких чаще встречаются инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

Среди правополушарных (левши) чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние звуки и слова. Им легче диктовать текст, чем писать. Спортмены «левши» имеют преимущество над «правшами» во многих видах спорта (например, футбол, теннис). В пример знаменитых «левшей» можно привести Юрия Гагарина, Билла Клинтона, Барака Абаму, Николь Кидман, Тома Круза, Майкла Джексона, Анжелину Джоли, Пеле, Диего Марадонну и др.



Сильные стороны
правши левши
Осязание правой рукой.
Устная речь.
Литература.
Письмо.
Логика.
Наука.
Алгебра.
Геометрия.
Осязание левой рукой.
Зрительно-пространственные образы и представления.
Творческое мышление.
Воображение.
Восприятие музыки.
Восприятие живописи.
Иностранные языки.

 

Липецкий государственный педагогический университет проводил исследование соотношения детей с разной ведущей рукой в современном российском обществе.

Исследовали 208 детей 10-16 лет с разными формами межполушарной асимметрии, 116 из которых ученики только общеобразовательной школы, а 92, кроме того, учащиеся специализированных школ искусств (СШИ).

По результатам тестирования на преимущественное использование руки наиболее представленной группой детей, как и следовало ожидать, оказалась праворукая. Доля леворуких в обследованной группе существенно ниже. Среди леворуких больше детей, посещающих школу искусств.

Между леворукими и праворукими располагается довольно большая группа амбидекстров, детей с невыраженными или слабовыраженными предпочтениями той или иной руки.

Выявилась взаимосвязь между формой межполушарной асимметрии и разными индивидуально-психологическими особенностями детей. Типично леворукие имеют более высокий уровень тревожности, более низкий уровень устойчивости нервной системы по сравнению с праворукими. Праворукие легче адаптируются к новым условиям.

Амбидекстры занимают промежуточное положение между леворукими и праворукими по показателям тревожности и нервной устойчивости.

У большинства леворуких художественный тип мышления (правополушарный). Для амбидекстров более характерным является равнополушарный тип мышления, который может обеспечить им некоторые преимущества в будущем (так как они с одинаковым успехом могут использовать возможности обоих полушарий мозга).

 

 

Психологические особенности леворуких детей.

Школьные проблемы левшей.

 

 

     На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам, как и другим «белым воронам» зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. «Следы» такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" - товар, проданный незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная эмоциональная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др.

     В английском языке слово "леворукий" имеет дополнительные значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.

     Учитывая связь языка и сознания, вряд ли стоит удивляться привычно неприязненному отношению к левшам "праворуким" большинством.

     К счастью, в наше время, когда ломаются многие стереотипы, само понятие "норма" становится не таким однозначным, люди становятся более терпимы к различным проявлениям индивидуальности. 12 августа даже празднуется Международный день левшей.

 Сейчас феномен левшества много изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения.

 

Если раньше левшей в школе старались переучивать, «подгонять» их под праворукий класс (и учителя), то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные.

     Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия "леворукость" и "левшество".

     Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой, оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.

     При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить такой сложнейший вид деятельности, как письмо. Поэтому в дальнейшем речь пойдет главным образом о леворукости, однако нельзя игнорировать другие виды проявлений левшества, т. к. они также могут влиять на успешность обучения детей.

Теперь перейдем к вопросу о причинах леворукости. Они могут быть разными.

*   Чаще всего встречается так называемое генетическое (или врожденное) левшество. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

*   Второй вид - это "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

*        Третий вид - это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

*   Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как ведущее по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не выявляется ведущее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.

*    Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена ведущего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, это проявляется в том, что ведущей рукой как раз является правая, но психологические характеристики личности и интеллекта соответствуют характеристикам левши.

 

     Итак, мы еще раз убедились, что категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями.

 

Хотя, некоторые общие моменты здесь, конечно, есть:

Ребенок «правополушарный» - левша (а ими являются около 10-15% людей) - намного отличается от своих сверстников. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины и пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них нередок абсолютный слух.

Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчивый в осуществлении желаний.

Но в целом такие дети общительные и контактные. И если мы, учитывая их особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут разрешимы.

 

     По степени выраженности межполушарной асимметрии можно разделить всех детей на 5 групп:

1.    "чистые" правши      

2.    праворукие       

3.    амбидекстры    

4.    леворукие

5.    "чистые" левши

     Выделим некоторые особенности и трудности в школьном обучении, с которыми сталкиваются левши:

Установлено, что наименее успешно задания на ориентацию в пространстве выполняют дети со смешанным типом асимметрии. Максимально успешны в пространственных заданиях лица с умеренно выраженной праворукостью и высокой степенью преобладания правого уха.

Дети с выраженным левшеством испытывают трудности при необходимости перейти с удобного для них темпа работы на более быстрый.

     Естественно предположить и другие различия в способностях левшей, связанные с типом асимметрии.

     Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

     Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

*   восприятия и запоминания сложных форм и сочетаний букв при чтении и соответственно медленный темп;

*   формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок может путать сходные по форме буквы, цифры, писать лишние элементы или не дописывать элементы букв, цифр);

*   выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);

*   копирования;

*   неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

*   зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

*   очень медленный темп письма.

     Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.

     Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.

     С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

          Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. Причины здесь разные: одни дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.

     Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех». Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез и т.п.      

У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

     Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.

     К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

1.    Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2.    не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

3.    категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

4.    любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5.    желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

6.    никогда не проявлять негативного отношения к леворукости.